Волков Эдуард Клир и монашество Церковные деятели

Мои прадед и дед священники РПЦЗ

Протоиерей Григорий Волков

Предлагаем Вашему вниманию рассказ чтеца Эдуарда Волкова о его прадеде, протоиерее Григории без вести пропавшем в Сербии, и деде, протоиерее Павле окормляющем храмы РПЦЗ в Венесуэле.

Предлагаем Вашему вниманию рассказ чтеца Эдуарда Волкова о его прадеде, протоиерее Григории без вести пропавшем в Сербии, и деде, протоиерее Павле окормляющем храмы РПЦЗ в Венесуэле.

Моим  преподавателем в Свято-Троицкой Семинарии было мне задано написать всё, что мне известно о моём прадеде, в виде сочинения. Такая тема очень интересна для меня самого так как заставляет меня углубиться в жизнь моих предков. Но что я могу сказать о моём предке, которого я, кроме как на фотографии, никогда не видел!. Мне знакомо только то, что мне говорил мой отец, а главное дед, который действительно много разсказывал о своих родителях, их жизни, да и о самом себе.

И вот, что мне запомнилось: Прадед мой – Григорий Васильевич Волков, хоть и родился в Киеве в 1891 г. как и его супруга Ольга Павловна Снедкова тоже в 1891, но с самого детства жили в Москве. Учился прадед в консерватории, при директоре Ипполитов-Иванове. Позже он выступал дирижором симфонического оркестра на Кавказе в курортных местах (что мне запомнилось, это Кисловодск). Также от деда я знаю, что его отец летал на «этажерке», как всегда говорилось, на финляндском фронте, а жена его и уже трое детей жили в Хельсинки (Гельсинфорсе). С революцией стали отступать на юг, где можно было легче прокормить семью и так добрались до Новороссийска, из которого, на пароходе, выбрались через Турцию в Югославию (тогда она иначе называлась). И вот, на маленьком острове в Адриатическом море,  где прадед сорганизовал  духовой оркестр из местных жителей, 27 августа 1922г.  родился сын Павел-мой дед. После знаменательного для деда острова, попали в Белград, и в монастыре Раковица, возле которого была каменоломня и в которой прадед возил на тачке камни  чтобы прокормить семью, окрестили моего теперешнего деда. Попав затем в Македонию, прадед преподавал музыку в разных гимназиях и тем временем готовился к священству. В Македонии в январе 1926г. родилась еще дочь – последний шестой ребенок. Прадеда рукопологал  2  августа 1926г. , в день св. пророка Илии , митрополит Антоний-Храповицкий – первый из Первоиерархов РЗЦ. Прадед всегда служил на сербских приходах в разных деревнях так что моему деду хорошо помнятся все места, церкви и монастыри, где пришлось жить или бывать.

Прадед – отец Григорий повидимому был всегда очень энергичным и деятельным до своей трагической кончины 1943 года (53 г. от роду). В те бурные времена немецкой окупации страны, он пропал безвести и именно 16-февраля, на другой день  после Сретения Господня, когда он служил последнюю литургию….Когда дед мой разсказывал об этих событиях, всегда сильно переживал.

Дед помнит своего отца с самого раннего детства. Первый приход, который был в Македонии в Башином селе, принадлежал епархии епископа Варнавы (будущего патриарха). Тут молдому о. Григорию и даже его детям, пришлось спешно спасать церковь, которая готова была упасть под тяжестью крыши покрытой большими каменными плитами… По всему видно, что жизнь семьи моего прадеда была далеко нелегкая. Но и не мудрено: один работник, а ртов 8. Судя по тому, что и как говорил нам – своим внукам, мой дед, прадед был очень строгим,  но и крепко любящим и жертвенным семьянином.  Не раз я слышал, что он был не только непьющим и некурящим, но даже запаха того и другого не переносил. Интересно: что также никто в семье не курит и не пьёт и  не только 3 сына и 3 дочери, но даже зятья и невестки. Я думаю, что и мы правнуки никогда не будем привержены этим гадостям.

После исчезновения прадеда, его супруга Ольга Павловна Снедкова с сыном Павлом (теперь – моим дедом), ездили много раз из Белграда (где тогда учились все дети), в деревню на розыски…но никаких следов…  Когда об этом говорилось, всегда и ещё добавлялось, что в те времена немецкой окупации страны, каких только политических группировок небыло скрывавшихся  и переходящих с места на место.

Кроме всех перечисленных подробностей, мой дед, которому сейчас 88 лет, любил и о себе разсказывать и в особенности как он будучи еще мальчиком 10-ти – 12-ти лет ( конечно и позже) сам ходил в русскую церковь в Белграде. Часто бывал на службах митрополита Антония (Храповицкого), а как-то с отцом был даже у митрополита у него на дому и ему запомнилась вся скромная   обстановка и её размещение у Владыки. Уже позже, когда возвели архиепископа Анастасия в Митрополиты, как-то раз, мой сейчас дед, когда вошёл в церковь, увидел небывалую картину: служил митрополит Анастасий, а митрополит Антоний сидел на левом клиросе облокотившись на загородку, на правом же клиросе  помещался хор (под управлением Павла Григ. Проскурникова, который был также и дирижором Кролевской капеллы. Позднее его сменил г-н. Маслов, а Проскурников принял монашеский постриг с именем Петра, а умер он в сане Архимандрита служа в Щвейцарии),  на середине же храма сидело очень много архиереев  посреди которых был патриарх Варнава, по левую сторону котораго сидел владыка Николай (Велимирович-теперь прославленный). О них мой дед любил говорить, как ему тогда запечатлелось и именно: красивое выразительное, с крупными круглыими кариими глазами лицо Патриарха, и хмурое,несколько тёмное и  строгое лицо владыки Николая. Дед не помнит всей окружающей обстановки в тот момент, но предполагает, что тогда был день Св.Троицы, почему Патриарх и почтил нашу свято Троицкую Церковь. Мой дед любил так-же разсказывать, что постоянно бывал на службах митрополита Анастасия, который даже был на выпускном экзамене когда дед окончил гимназию (42 году) и от Владыки получил св.Евангелие с его надписью. В памяти сохранился и образ иеромонаха Аверкия (Таушева), а также и отца Юстина Поповича, котораго спутать невозможно уже по его рясе русского покроя… Когда дед ходил в город в гимназию с «Мокрого Луга» (7 км туда и 7 обратно – и всегда пешком), то часто видел о. Юстина переходящего с одной стороны улицы «Короля Александра» (где был церковный магазин-задруга) на другую по направлению к  храму св.апостола Марка… Отца иеромонаха Аверкия дед видел снова, много позже и в Архиепископском сане в св. Троицком монастыре, где, по милосьти Божей, я сейчас нахожусь.

Среди многих, для деда, знаменательных событий, два из них особенно близки были ему. Первое, это когда он был в  первом классе гимназии и когда осенью 1934году известили, что короля Александра убили в Марселе как только он ступил на землю Франции,  а второе, это смерть патриарха Варнавы и как говорилось-отравленного. В убийстве же   Короля,   тоже как говорят, сплотились все:  и друзья и недруги, и Запад и Восток….. Короля   оплакивали  все русские в Югославии как и вся страна, кроме заядлых антигосударственных  элементов.  Памятны конечно все панихиды по Короле и его похороны.

С началом Второй  Мировой войны, в Югославии, как и с Первой Мировой в России, вся жизнь изменилась: деду как когда то и его отцу, приходилось браться за любую работу как например на небольших постройках, варке дёгтя для смазывания колёс на телегах, установках центрального отопления в больших зданиях, варке соды и т. д…На этой последней он работал вместе со своим одноклассником по гимназии – Витей Лябахом, на чьём монашеском постриге, мой дед был единственным посторонним лицом…..  (постригал его в Белграде митроп. Анастасий) . Позже этот друг деда стал Архимандритом Викторином и они снова встречались на «Толстовской Ферме»… В Белграде мой дед учился на биологическом отделении естественно-математического факультета с которого перешел на стоматологический ,когда его открыли в Белграде . В 1952г. прибыл с семьёй в Венесуэлу. Здесь пришлось снова учиться на незнакомом испанском языке и добиваться местного диплома зубного врача (в этой профессии , только в Каракасе он проработал ровно 40 лет).  В 1980 г. его рукоположил в священики архиепископ  Серафим  Каракасский. Тогда в Венесуэле было 7 человек нашего духовенства, но это число стало быстро уменьшаться и в конце концов,  деду пришлось быть настоятелем двух храмов в Каракасе и обслуживать все остальные…

Приходилось ездить несколько раз в Синод,и здесь он  встречался с митрополитом Филаретом, затем с митроп. Виталием и в Синоде , и несколько раз в Каракасе, а так же в день 700-летия Крещения Руси, св. иконы Божией Матери Курской Коренной, удостоился принять “палицу” из рук Митр. Виталия. Конечно не раз встречался с  Секретарём Синода архиепископом Лавром, как и позже уже – Митополитом….  Познакомился и с иеромонахом Иларионом ,  который так любезно показал все нововведения в типографическом деле Иово-Почаевского печатания. А совсем    недавно,   был у нас в Каракасе уже митрополит Иларион вместе с владыкой Иоанном Каракасским, митрополитом Кириллом Смоленским и его свитой…. Теперь митр. Кирилл – патриарх Московский…Таким образом оказалось, что дед мой знал лично решительно всех Митрополитов Русской Зарубежной Церкви:  от перваго и до теперь здравствующего и даже имел разговор в своём храме с теперешним Патриархом Московским.   Думаю, что немногие имели такую возможность…

Заканчивая это сочинение, должен сказать, что приходилось и не раз обращаться за информацией т.к. запомнить все подробности которые упоминались в разговорах, было невозможно, и поэтому эту работу трудно назвать оригинальной. Но я всётаки надеюсь что хоть какие-то данные могут когда-то и  кому- то  пригодиться…

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.