«Завещание» митрополита Августина (Петерсонса)

Встреча учеников и препод. Рижской семинарии с митр. Августином. 1936 г. Фото: http://www.russkije.lv

Биографическая справка. Митрополит Августин (в миру Августин Адамович Петерсонc) родился 17.02.1873 года в Леяспипери Кечской волости в латышской православной семье. Окончил Рижское Духовное училище (1889) и Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 году епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским) 1 был рукоположен в сан диакона, затем – иерея. Служил в храмах Рижской епархии. Во время Первой мировой войны был полковым священником. После возвращения в 1921 году в Латвию служил в Даугавпилсе в соборе Св. Александра Невского (1921-1922), с 1922 года – настоятель собора Св. Бориса и Глеба в Даугавпилсе. В 1922 году был возведен в сан протоиерея. С 1926 года по 1936 год – гарнизонный священник Даугавпилса. В1934 году овдовел.

После мученической кончины архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммерса) 2 Синод Латвийской Церкви под нажимом органов государственной власти Латвийской республики взял курс на отделение ЛПЦ от Московского Патриархата, в юрисдикции которого Латвийская Церковь обладала правом широкой автономии 3. Не известив Московский Патриархат, ЛПЦ перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В феврале 1936 года Патриарх Константинопольский Вениамин 4 даровал ЛПЦ автономию. На Вселатвийском Церковном Соборе 9-ю марта 1936 года предстоятелем ЛПЦ был избран протоиерей Августин Петерсонс. 29 марта 1936 года он был хиротонисан во епископа Рижского и всея Латвии и возведен в сан митрополита.

После присоединения Латвии летом 1940 года к Советскому Союзу весной 1941 года митрополит Августин перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. Когда началась оккупация Латвии нацистской Германией митрополит Августин заявил о непризнании над собой юрисдикции Московской Патриархии и 20.07.1941 года объявил о восстановлении ЛПЦ в юрисдикции Константинопольского Патриархата. 15.06.1941 года экзархом Латвии и Эстонии, митрополитом Литовским и Виленским Сергием (Воскресенским) 5 был запрещен в священнослужении. В 1944 году эмигрировал в Германию. В 1947 году митрополит Августин обратился к Экзарху КП в Западной Европе митрополиту Фиатирскому Герма носу (Стренопулос) 6 с просьбой о принятии ЛПЦ в эмиграции в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Эта просьба была удовлетворена в 1948 году. 04.10.1955 года митрополит Августин скончался в санатории для больных туберкулезом и был погребен на кладбище немецкого города Гаутинг 7.

10.08.2011 года состоялось перезахоронение останков митрополита Августина, согласно его завещанию, в родную латвийскую землю. По желанию родственников митрополита Августина, его останки были перезахоронены в Косе (волость Скуйенес Аматского края) рядом с могилами его родителей.

4 октября 1955 года в пригороде Мюнхена Гаутинге скончался глава Латвийской Православной Церкви, митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсонс). Практически все время со дня эвакуации в Германию в 1944 году и до своей кончины он провел в различных санаториях для больных туберкулезом. К моменту кончины он являлся единственным духовным лицом Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) в эмиграции на территории Германии. Незадолго до своей кончины митрополит Августин обратился к главе Германской епархии РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Александру (Ловчему) 8 с просьбой о принятии попечения о ЛПЦ в Германии и о духовном окормлении православных латвийцев. 7 апреля 1955 года митрополит Августин подтвердил свою просьбу письменно, передав архиепископу Александру заявление. Этому событию и посвящена настоящая публикация.

Заявление митрополита Августина о передаче попечения известно и ранее уже было опубликовано 9. В настоящей публикации представлен ряд документов Архива Германской епархии РПЦЗ (далее АГЕ). подтверждающих факт передачи митрополитом Августином попечения о латвийских приходах Германской епархии и раскрывающих подробности этого события.

На момент обращения митрополита Августина к архиепископу Александру ЛПЦ в эмиграции находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В связи с этим возникает вопрос – почему именно Русской Православной Церкви Заграницей передал попечение о ЛПЦ в эмиграции митрополит Августин, а не Константинопольскому Патриархату и какой характер носила передача попечения? В публикуемых документах АГЕ тема юрисдикционной принадлежности митрополита Августина не затрагивается. Не определены временные рамки передаваемого попечения и дальнейшая судьба ЛПЦ. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить комплекс архивных документов, включая и документы архивов Константинопольского Патриархата. Документы АГЕ лишь отчасти проливают свет на эту тему. В документах, исходящих непосредственно от митрополита Августина, причиной передачи попечения называется преклонный возраст и обострение болезни митрополита.

Более информативны письма архиепископа Александра (Ловчего). Как свидетельствует архиепископ Александр, одной из причин, побудивших митрополита Августина передать попечение о ЛПЦ Германской епархии, было желание самого митрополита Августина, чтобы Латвийская Православная Церковь нашла свое место в Русской Православной Церкви Заграницей. Об этом неоднократно шла речь в частных беседах митрополита Августина и архиепископа Александра. 02.02.1955 года архиепископ Александр в письме к Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) 10 сообщил о состоявшемся соборовании митрополита Августина и о том, что глава ЛПЦ ранее при встречах просил принять в Германскую епархию латвийские приходы.

Речь шла не просто о передаче попечения, а о переходе латвийских приходов в юрисдикцию РПЦЗ. 30.03.1955 года состоялась еще одна встреча архиепископа Александра с митрополитом Августином.

Архиепископ Александр выступил инициатором составления письменного заявления митрополитом Августином о переходе латвийских приходов в РПЦЗ. Это предложение было одобрено Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ митрополитом Анастасием. 07.04.1955 года митрополит Августин составил заявление, которое передал архиепископу Александру. В заявлении не упоминалось о переходе латвийских приходов в юрисдикцию РПЦЗ, а была просьба к главе Германской епархии принять на себя заботу и попечение о Латвийской Православной Церкви в Германии и духовное окормление православных латвийцев. В июне 1955 года митрополит Августин сообщил об акте передачи попечения о латвийских приходах Германской епархии и в письме в Евангелическое издательство (Штутгарт). Сомнения в том, что решение митрополита Августина о переходе латвийских приходов в юрисдикцию РПЦЗ было не окончательным можно найти уже в письмах архиепископа Александра: «Я попрошу Владыку Августина написать мне письменно о его желании, по поводу высказанного им относительно принятия его приходов в юрисдикцию нашей Зарубежной Церкви и, по получении его письменного заявления, если он не передумает и сделает» (письмо от 02.02.1955) и «Согласно указанию Вашего Высокопреосвященства я с ним осторожно говорил по поводу его паствы на случай его смерти» (01.04.1955).

Возможно, эта перемена мнения связана с тем, что митрополит Августин предполагал сохранить каноническое положение ЛПЦ. По сообщению архиепископа Александра (письмо от 01.04.1955 года), митрополит Августин пытался вызвать из Америки в Германию латвийского священника для окормления латышскоязычной паствы ЛПЦ 11. В 1953 году имело место и приглашение митрополитом Августином в Германию из Франции бывшего священника ЛПЦ Владимира Толстоухова 12, деятельность которого вскоре была приостановлена самим митрополитом Августином ввиду канонического положения Владимира Толстоухова. Помимо заботы о православных латышах, возможности совершения исповеди, богослужения, проведения духовных бесед на латышском языке, митрополит Августин, поручив окормление латвийских верующих латвийскому священнику мог руководствоваться и стремлением сохранить ЛПЦ в эмиграции.

Как отнеслись представители РПЦЗ к подобному изменению позиции митрополита Августина? Документов, напрямую свидетельствующих об этом, не выявлено. Благожелательный тон переписки иерархов РПЦЗ и обращение архиепископа Александра к духовенству Германской епархии от 30.09.1955 года позволяет предположить, что представители РПЦЗ с пониманием отнеслись к этому решению митрополита. В конечном итоге, заявление митрополита Августина явилось лишь закреплением в письменной форме того, что де факто осуществляла РПЦЗ в отношении православных латышей в Германии со времен Второй мировой войны. Ведь именно РПЦЗ, на первом этапе совместно с латвийским духовенством, а после эмиграции в 1948 году из Германии основной части латвийского духовенства, взяла на себя заботу о духовном окормлении православных латышей. Косвенной оценкой этой деятельности со стороны ЛПЦ может служить и заявление митрополита Августина о передаче попечения о ЛПЦ Германской епархии РПЦЗ. Молитвенное, евхаристическое общение РПЦЗ и ЛПЦ и не требовало формальных закреплений отношений двух Церквей на бумаге, пока был жив митрополит Августин. РПЦЗ, на канонической территории которой пребывала ЛПЦ, осознавала ответственность за судьбу православных верующих ЛПЦ в эмиграции, и Германская епархия взяла на себя обязанность духовного попечения тех латвийских приходов, в которых не имелось священников ЛПЦ. Но со смертью митрополита Августина ситуация могла измениться. И заявление митрополита Августина о передаче попечения явилось своевременным документом, продиктованным желанием передать православных латвийцев в надежные руки.

В сборнике статей «Православие в Латвии» (№ 5, 2006), который с 2012 года преобразован в журнал «Православие в Балтии», уже была представлена публикация документов о митрополите Августине времен первых лет его пребывания в Германии. Она посвящена снятию в 1946 году с митрополита Августина Архиерейским Синодом РПЦЗ запрещения в священнослужении, наложенного на него экзархом Латвии и Эстонии митрополитом Сергием (Воскресенским). Настоящая публикация продолжает освещение темы жизни и служения митрополита Августина в Германии. Основа публикации – «Дело о поручении Высокопреосвященным Августином, Митрополитом Латвийским Архиепископу Александру Берлинскому и Германскому окормления православных и попечения о Латвийской Церкви в Германии», в котором хранятся основные документы по этому вопросу: автограф митрополита Августина, подлинник его заявления главе Германской епархии; циркуляр архиепископа Александра (Ловчего) духовенству Германской епархии с распоряжением относительно попечения о латвийских приходах (пока единственный известный документ епархиального уровня, сообщающий о тех действиях, которые предпринял глава Германской епархии в отношении приходов ЛПЦ после акта передачи попечения); акт, подписанный свидетелями, обращения митрополита Августина к архиепископу Александру с просьбой взять под свое окормление верующих Латвийской Церкви. Дело публикуется полностью, за исключением листов 2, 2 об., 3,4, 4 об., которые являются черновым вариантом листа 1 (циркулярного письма архиепископа Александра духовенству Германской епархии от 30.09.1955 года).

Процесс передачи попечения о Латвийской Православной Церкви Германской епархии отображают и документы фонда 7 «Епархиальная переписка» АГЕ. В частности, это переписка архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским), которая велась параллельно переговорам главы Германской епархии с митрополитом Августином. Публикуемая переписка архиепископа Александра (Ловчего) со священниками Германской епархии о. Никодимом Кофановым 13 от 1954 года и о. Николаем Федоровым 14 от 1948 года характеризует ситуацию с обслуживанием православных латвийцев Германской епархией РПЦЗ до официального обращения митрополита Августина к архиепископу Александру в 1955 году и уже после передачи попечения о Латвийской Православной Церкви Германской епархии РПЦЗ. Переписка архиепископа Александра ценна и информацией, сообщающей подробности последних месяцев жизни и деятельности митрополита Августина (Петерсонса).

Фонд 7 «Епархиальная переписка» АГЕ в настоящее время еще не разобран, в связи с чем в ссылках на документы фонда указывается лишь название папки.

В публикации документы расположены в хронологической последовательности. Восстановленные по смыслу произвольные сокращения проставлены в квадратных скобках. Орфография и пунктуация документов даются по современным правилам.

«Дело о поручении Высокопреосвященным Августином, Митрополитом Латвийским Архиепископу Александру Берлинскому и Германскому окормления православных латвийцев и попечения о Латвийской Православной Церкви в Германии»

Заявление митрополита Августина (Петерсонса) архиепископу Александру (Ловчему)

17.04.1955

Досточтимый Владыка, Христос Воскресе!

В виду постигшей меня тяжкой болезни покорно прошу Вашей заботы и попечения о Латвийской Православной церкви в Германии и о духовном окормлении православных Латвийцев. Прошу Ваших св[ятых] молитв. Христос посреди нас.

Митрополит Августин

АГЕ, Ф.4. «Дело о передаче…», л. 9 Рукопись. Автограф

Акт свидетелей передачи митрополитом Августином (Петерсонсом) попечения о ЛПЦ Германской епархии РПЦЗ

Мы, ниже сего подписавшиеся, совершавшие совместно с Высокопреосвященнейшим Александром, Архиепископом Берлинским и Германским в санатории в Гаутинге соборование над Высокопреосвященнейшим Августином Митрополитом Латвийской Церкви 20 января/2 февраля 1955 г., сим удостоверяем, что Владыка Митрополит Августин в нашем присутствии после совершенного над ним таинства Елеосвящения обратился к Архиепископу Александру и просил его взять под свое окормление верующих Латвийской

Церкви и проявлять попечение и заботы о ней в случае его смерти.

Архиепископ Александр

Епископ Нафанаил 15

Архимандрит Иов 16

АГЕ, Ф.4. «Дело о передаче…», л. 8 Машинопись. Подлинник

Письмо представителя Евангелического издательства Штутгарта Гельмута Райтзенштайна архиепископу Александру (Ловчему)

Evangelisches Verlagswerk Gesellschaft mit Beschränkter Haftung 20.09.1955

Seiner Eminenz Herrn Erzbischof Alexander

Hochwürdigster Herr Erzbischof!

Bei der Zusammenstellung des Taschenbuches der Evangelischen Kirchen erreichte uns beiliegendes Schreiber des Metropoliten Augustin Petersen der Lettischen Orthodoxen Kirche im Exil. Wir möchten nicht versäumen, nunmehr nach der Zusammen- Stellung des Taschenbuches diesen Brief seines letzten Absatzes wegen an Sie im Original weiterzugeben.

In Verbundenheit des Dienstes bleibe ich Ihr Ihnen sehr ergebener.

Hellmut Reitzenstein

АГЕ, Ф.4. «Дело о передаче…», л. 7 Машинопись. Подлинник

Перевод 17

Евангелическое издательство Общество с ограниченной ответственностью

Его Высокопреосвященству господину архиепископу Александру

Досточтимый господин Архиепископ!

При составлении справочника Евангелической Церкви мы получили прилагаемое письмо от митрополита Августина, Латвийской Православной Церкви в эмиграции. Ныне, после составления справочника, мы сочли себя обязанными из-за последнего абзаца переслать Вам это письмо в оригинале.

Дружественно в служении [Богу] пребываю Вам весьма преданный

Гельмут Райтзенштайн

Письмо митрополита Августина (Петерсонса) в Евангелическое издательство Штутгарта.

+

An das Evangelische Verlagswerk in Stuttgart.

Auf Ihr Schreiben vom 15.06.55 teile ich Ihnen mit, dass ich der einzige Priester der Lett[ischen] Orthodoxen Kirche in Deutschland bin.

Ich bin im Alter von 82 Jahren und befinde mich z.Z. als Patient im T.B.C. Sanatorium Gauting.

Die Gemeindemitglieder der Lett[ischen] Orthodoxen Kirche sind in ganzem Deutschland zerstreut: in Lagern, Sanatorien, Altersheimen und privat.

Ich bitte höflichst den Berliner Bischof Alexander die Anordnung zu geben, dass die Ihm unterstehenden Pfarrer auch die seelische Betreuung der Gemeindemitglieder der Lett[ischen] Orthodox[en] Kirche durchführen sollen.

Metropolit Augustin

Gauting, den 21.6.55

Перевод

Евангелическому издательству в Штутгарте

В ответ на Ваше письмо от 15 июня 1955 года сообщаю Вам, что я являюсь единственным духовным лицом Латвийской Православной Церкви. Мне 82 года и я нахожусь сейчас на лечении в санатории для туберкулезных в Гаутинге. Члены Православной Латвийской Церкви рассеяны по всей Германии в лагерях, санаториях, альтерсхаймах 18 и на частных квартирах.

Я любезно прошу Архиепископа Берлинского Александра дать распоряжение, чтобы подчиненное ему духовенство взяло [также] на себя духовное окормление Членов Православной Латвийской Церкви

АГЕ, Ф.4. «Дело о передаче…», л. 5

Машинопись. Подлинник

Циркулярное письмо архиепископа Александра (Ловчего) духовенству Германской Епархии

После богослужения в парижском храме Всех святых в земли российской просиявших. Архиеп. Александр, крайний слева от еп. Никодима (Нагаева), архиеп. Иоанна (Максимовича) и архиеп. Филофея (Нарко)

17/30 сентября 1955 года № 815/а

От Архиепископа Александра

20 января 1955 года Высокопреосвященнейший Августин Митрополит Латвийской Церкви после совершенного над ним таинства Елеосвящение обратился ко мне в присутствии Преосвященного Епископа Нафанаила, Архимандрита Иова – Настоятеля Обители Преп. Иова Почаевского в Оберменциге, Игумена Георгия 19 (Председателя Духовного Суда Германской Епархии), совершавших со мною Соборование Владыки Митроп[олита] Августина, и Члена Епископского Совета- Секретаря Епархиального Управления Е.И.Махароблидзе 20 и просил меня взять под свое окормление верующих Латвийской Церкви и проявлять попечение и заботы о ней.

А затем дополнительно прислал мне собственноручное письмо от 7 апреля сего года следующего содержания: «Досточтимый Владыка, Христос Воскресе. В виду постигшей меня тяжкой болезни покорно прошу Вашей заботы и попечения о Латвийской Православной церкви в Германии и о духовном окормлении православных Латвийцев. Прошу Ваших св. молитв. Христос посреди нас. Митрополит Августин».

Независимо от изложеннаго, Евангелишер-Верлагсверк в Штутгарте обратился к Митрополиту Августину с запросом от 15 июня 1955 года.

Владыка Митрополит на это письмо ответил Евангелическому Издательству письмом от 21 июня 1955 г. следующаго содержания: «В ответ на Ваше письмо от 15 июня 1955 г. сообщаю Вам, что я являюсь единственным духовным лицом Православной Латвийской Церкви. Мне 82 года и я нахожусь сейчас на лечении в санатории для туберкулезных в Гаутинге.

Члены Православной Латвийской Церкви рассеяны по всей Германии в лагерях, санаториях, альтерсхаймах и на частных квартирах. Я любезно прошу Архиепископа Берлинского Александра дать распоряжение, чтобы подчиненное ему духовенство взяло на себя духовное окормление Членов Православной Латвийской Церкви».

Сообщая о сем, прошу Священнослужителей подведомой мне епархии духовно окормлять членов Латвийской Православной Церкви, находящихся в районе их (духовенства) приходов и не отказывать живущим в других районах латвийцам в духовной помощи в случае их обращения с таковой просьбой.

Архиепископ Берлинский и Германский Александр

АГЕ, Ф.4. «Дело о передаче…», л. i Машинопись. Копия

Документы из Епархиальной переписки

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому)

17/02 марта 1954 года

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию Председателю Архиерейского Синода и Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и святый Отец!

Имею честь почтительнейше донести Вам, что я, воспользовавшись предоставленным Союзом Мировых Церквей на короткое время маленьким омнибусом, сделал инспекционную поездку по некоторым приходам Епархии и знакомился на местах с приходскими нуждами и нуждами наших ДиПи 21, которые по разным причинам не смогли выехать в страны заокеана.<…>. Навестил я и Санаторию туберкулезно больных в Гаутинге, где встретился также с Его Высокопресвященством Митрополитом Августином Рижским и Латвийским. Владыка Августин уже несколько лет находится в Санатории Гаутинг, так как у него с легкими не все в порядке. Кроме того, у него астма и ему необходим постоянный уход и наблюдение врачей.

Владыка Августин просил меня передать Вашему Высокопреосвященству сердечный привет и пожелания Вам сил и здоровья на много лет. Полученные мною деньги от Архиерейского Синода для раздачи больным к Рождеству Христову мною распределены по разным районам Епархии /100 долларов, или 416 Дм./

250 Дм. из них были переданы Комитету Санатории Гаутинг. При моем посещении Санатории больные просили меня также передать их сыновнюю благодарность за заботы о них нашей Высшей Церковной Власти в лице Вашего Высокопреосвященства. <…>.

Прошу святых молитв Ваших, святый Владыко. Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшаго Архипастыря и Отца, нижайший послушник, искренне преданный

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

АГЕ, Ф.7 Папка «Епархиальная переписка. 1954 год»

Машинопись. Копия.

Письмо митрополита Августина (Петерсонса) архиепископу Берлинскому и Германскому Александру Ловчему

05.08.1954

Ваше Высокопреосвященство, Досточтимый Владыко

Плохо вижу, буду краток – не взыщите. Только что получил из «Altersheim Varel» 22 письмо. Мне пишут, что священник «Зарубежной Православной Церкви» отказывается обслуживать православных латвийцев –  «вы чужой юрисдикции». До сих пор между Зарубежной Православной] Церковью и Латвийской Православной] Церковью никаких разговоров не было. М[итрополиту] Анастасию в Германии сослужили священники Латвийской Православной] Церкви. Я нахожусь в молитвенном общении с м[итрополитом] Анастасием. Вам сослужил священник Латвийской Православной] Церкви в Штутгарте Дионисий Ильин 23 и когда он умер, Вы его хоронили. И я просил Вас хоронить меня, когда я умру. Я в своих беседах с Отцом Небесным никогда не забываю помянуть и Архиепископа Александра и покорно просил и Вас не забывать меня в своих молитвах, особенно когда приносите Бескровную Жертву Христову. Недоразумение в нашу среду внес несчастный Владимир Толстоухов. Я ему запретил служить и он пропал – куда, не знаю.

Православные латвийцы разбросаны по всей З[ападной] Германии. Покорно прошу Вас сделайте распоряжение по З[ападно] Германской Православной Русской Церкви 24, чтобы Ваше духовенство не отказывалось обслуживать духовные нужды православных латвийцев. Мы никакой «чужой юрисдикции», а члены, как и Вы Св[ятой] Православной Вселенской Церкви.

Слезно прошу Ваших святых молитв. Христос посреди нас.

Митрополит Августин

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка.

1954 год»

Рукопись. Автограф.

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Митрополиту Августину (Петерсонсу)

9 августа 1954 года №750

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Августину, Митрополиту Латвийскому

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь

На Ваше письмо от 5-го сего августа имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что для меня впервые стало известным из Вашего письма, что наши священники отказываются обслуживать православных латвийцев. К тому нет никаких канонических оснований, так как наша Зарубежная Церковь находится в молитвенном общении с Латвийской Церковью и, насколько мне известно, православные латвийцы окормляются нашими священнослужителями, где нет латвийских.

Мною одновременно с сим предписывается о. Настоятелю церкви в доме престарелых в Фареле духовно окормлять православных латвийцев, не отказывая им в исполнении духовных треб и пастырских обязанностей. Об этом будет мною циркулярно предписано и всему духовенству нашей Православной Германской Епархии.

Сердечно благодарю Ваше Высокопреосвященство за молитвенную память обо мне. И я всегда в молитвах своих возношу Господу Богу моление о Вас. Храни и спаси Вас Господь Бог. Прошу Ваших святых молитв.

Вашего Высокопреосвященства с любовью во Христе собрат

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е. И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка.

1954 год»

Машинопись. Копия.

Письмо архиепископа Александра (Ловчего) настоятелю церкви в Фареле священнику Никодиму Кофанову

Его Преподобию, Настоятелю церкви в Фареле Священнику отцу Никодиму Кофанову

09.08.1954 года

Высокопреосвященнейший Августин Митрополит Латвийский сообщил мне, что православные латвийцы довели до его сведения, что Вы отказываетесь обслуживать православных латвийцев в Фареле из-за того, что они чужой юрисдикции.

В виду сего сообщаю Вашему Преподобию, что наша Православная Церковь находится в молитвенном общении с Латвийской Православной Церковью и наши священнослужители обязаны духовно окормлять и православных латвийцев, где нет их священников.

В виду сего, предлагаю Вам не отказывать им в удовлетворении их религиозно-нравственных нужд и в совершении духовных треб, когда они обращаются к Вам.

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления Е. И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1954 год»

Машинопись. Копия.

Письмо настоятеля церкви в Фареле священника Никодима Кофанова архиепископу Александру (Ловчему)

13.08.1954

Высокопреосвященнейшему Архиепископу Александру Берлинскому и Германскому

В[ысоко] преосвященнейший Владыко, сего числа получил Ваше распоряжение за № 751 и должен сказать, что это для меня что-то новое, так как, сколько я здесь нахожусь, никому еще из латвийцев в обслуживании не отказывал. Есть у меня таких 6 человек. Все они ходят в мой храм и причащаются как в Фареле, так и в Ольденбурге, так что не знаю кому я мог отказать. Есть из этих латвийцев православных Платер 25, бывший мой староста и другие, которые хотя и ходят в мой храм, но по появлении какого-либо священника Григорьевца или Поликарповца 26, идут на службу к ним. Посему смею заверить Вас Преосвященнейший Владыка, что это неправда донесена В [ысоко] преосв [ященнейшему] Митрополиту Августину, я же обслуживал и буду обслуживать всякого православного христианина, какой бы нации он не был.

о. Никодим Кофанов

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка.

1954 год»

Рукопись. Автограф.

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Митрополиту Августину (Петерсонсу)

16/29 августа 1954 года

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Августину, Митрополиту Латвийскому.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь

Настоятель церкви в Фареле Священник о. Никодим Кофанов, от которого было мною затребовано объяснение в связи с письмом Вашим о том, что священник наш в Фареле отказывается совершать требы у верующих латвийцев, донес мне рапортом от 13-го сего августа, что сообщение о сем для него является совершенно новым и за время своего пребывания в Фареле он никогда никому из верующих латвийцев не отказывал в удовлетворении религиозно-нравственных нужд. По заявлению о. Кофанова у него в приходе латвийцев 6 человек и все они ходят к нему в церковь и причащаются как в Фареле, так и в Ольденбурге и он, о.

Кофанов, не знает кому он мог отказать в пастырском окормлении.

Он заявляет, что некоторые из них, когда приходят туда священники- григорьевцы или поликарповцы, посещают их службы.

Независимо от этого, мною, как было сообщено Вам, сделано распоряжение, чтобы наши священнослужители не отказывали православным латвийцам в духовном окормлении, так как с Латвийской Православной Церковью, возглавляемой Вашим Высокопреосвяществом, наша Церковь находится в полном молитвенном и Евхаристическом общении.

О чем имею честь сообщить Вашему Высокопреосвященству в дополнение к письму моему от 9-го сего августа за № 750.

Поручая себя св[ятым] молитвам Вашим, остаюсь с ЛЮБОВЬЮ ВО Христе собрат Вашего Высокопреосвященства

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е. И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка.

1954 год»

Машинопись. Копия.

Письмо митрополита Августина (Петерсонса) архиепископу Берлинскому и Германскому Александру Ловчему

Декабрь, 1954

Ваше Высокопреосвященство, Глубокоуважаемый Владыко.

Сердечно поздравляю Вас с Новым 1955 годом и Великим Праздником Рождества по плоти Иисуса Христа Спасителя. Усердно прошу Ваших св[ятых] молитв. Не взыщите за краткость, оч[ень] плохо вижу. Христос посреди нас.

Ваш усердный молитвенник Митрополит Августин Сердечный привет г. Махараблидзе М. А.

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка.

1954 год»

Рукопись. Автограф

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Митрополиту Августину (Петерсонсу)

22.12.1954/02.OI.1955

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Августину, Митрополиту Латвийскому

Ваше Высокопреосвященство, Глубокочтимый Владыко святый!

Сердечно благодарю Ваше Высокопреосвященство за праздничное поздравление. Взаимно приветствую Ваше Высокопреосвященство с праздником Рождества Христова и Новолетием.

От души желаю Вам полного благополучия и мира душевного. Прошу Ваших Святительских молитв. Вашего Высокопреосвященства усердный Богомолец и собрат

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е. И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Копия.

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому)

Alexander, Orthodoxer Erzbischof von Berlin und Deutschland №855 20/2 февраля 1955 года

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и святый Отец!

Имею честь доложить Вам, что сегодня утром позвонили нам из Санатории Гаутинг и просили приехать в Санаторию Соборовать Преосвященнейшаго Митрополита Августина Латвийской Церкви – меня с духовенством нашей Епархии.

Сразу же после телефонного звонка из Санатории я позвонил в обитель Св. Преп. Иова Почаевского и просил Преосвященного Епископа Нафанаила и о. Архимандрита Иова поехать со мною в Санаторию для Соборования Владыки Августина. Кроме того был вызван на Соборование и о. Игумен Георгий, который прибыл на время из Мангайма в Мюнхен.

Собравшись спешно, мы все отправились на автомобили в Санаторию Гаутинг, куда прибыли через час. Соборование Владыки Митрополита началось в 1 час 30 мин. дня. Владыка Августин, по слабости сил должен был лежать, но он все же все время его

Соборования сидел. Соборование закончилось в 3 часа 30 мин. дня.

По окончании Соборования Владыка почувствовал себя, как он сказал, гораздо лучше и благодарил Господа, что Он послал ему такое великое утешение.

Раньше, когда я навещал Владыку Августина в Санатории, он просил меня лично, чтобы я, в случае его смерти, хоронил его и даже просил меня принять от него в нашу Епархию Латвийские приходы, которые находятся в Германии и вообще он хотел бы, чтобы Латвийская Православная Церковь нашла свое место в нашей Православной Заграничной Церкви. Я передал Владыке Августину, что с нашей стороны не будет препятствий к принятию его приходов, так как и при нем теперь наше духовенство обслуживает латвийцев и Священники Латвийской Церкви обслуживают наших прихожан, как, например, покойный Священник о. Дионисий Ильин обслуживал наших прихожан в Эслингене и других районах.

Сегодня, после Соборования, Владыка Августин просил меня, если Господь призовет его к Себе, похоронить его на кладбище в Гаутинге. Гроб он уже себе заказал цинковый, чтобы потом, когда будет возможность, останки его перевезти в Ригу, чтобы прах его лежал на латвийской земле. Я передал Владыке Августину, что его просьба будет нами исполнена, если к тому не будет препятствий со стороны властей, как немецких, так и латвийских. После этого Владыка благодарил меня и просил сделать все возможное.

По всему видно, что Владыка Августин готовится к смерти и он старается быть готовым к сему. Самое главное в том, что в последнее время у него всегда повышенная температура и сердце слишком ослабело. Надежда только на помощь Божию, как сам Владыка в этом убежден.

Позволяю себе высказать свое мнение Вашему Высокопреосвященству, что переход приходов Латвийской Церкви нашу Церковь желателен, хотя приходов этих мало в Германии, но зато это будет иметь значение в будущем, при решении этого вопроса на Всероссийском Соборе, когда Церковь наша будет свободна от большевистскаго ига. Такое мнение высказал и Владыка Нафанаил.

Я попрошу Владыку Августина написать мне письменно о его желании, по поводу высказаннаго им, относительно принятия его приходов в юрисдикцию нашей Зарубежной Церкви и, по получении его письменного заявления, если он не передумает и сделает, доложу Вашему Высокопреосвященству для получения от Вас соответствующих указаний. <…>.

В остальном за все благодарим Господа. Надеемся, что и в будущем Господь не оставит нас Своими великими милостями.

Молю Господа о ниспослании Вам, святый Владыко, сил и здоровья для трудов Ваших во славу Божию и на пользу верных чад нашей Зарубежной Церкви.

Прошу святых молитв Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшаго Архипастыря и Отца, преданный Вам смиренный послушник

Архиепископ Александр

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год.»

Машинопись. Копия.

Письмо Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) архиепископу Берлинскому и Германскому Александру (Ловчему)

Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За Границей

№ 24/42/388 6/19 марта 1955

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Александру, Берлинскому и Германскому.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь,

Письмо Вашего

Высокопреосвященства от 20 января/2 февраля с.г. относительно соборования Митрополита Августина было мною доложено Архиерейскому Синоду.

Вы совершенно правы, прося Митрополита Августина письменно подтвердить свое распоряжение о подчинении Вам оставшегося в Германии Латышского духовенства 27 и приходов. Архиерейский Синод просит Вас следить за этим делом и доложить ему, когда будет что-нибудь новое.

Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат, Митрополит Анастасий.

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Подлинник.

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому)

19/1 Апреля 1955

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию

Председателю Архиерейского Синода и Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко,

Милостивейший Архипастырь и святый Отец!

От всего сердца приветствую Вас из города Маннгайма, где я пробуду до Праздника Святаго Благовещения включительно, так как предназначавшийся священник для службы здесь заболел тяжелым гриппом и не смог приехать. <…>. Одновременно имею честь доложить Вашему Высокопреосвященству, что 17/30 Марта я с секретарем Епархиального Управления и Диаконом о. Феодором Трофимовым 28 навестили Высокопреосвященнейшего Митрополита Августина Латвийского в Санатории Гаутинг. Владыка Августин, после того, как мы его видели во время Соборования, очень изменился и ослабел. Согласно указанию Вашего Высокопреосвященства я с ним осторожно говорил по поводу его паствы на случай его смерти.

Владыка Августин еще раз подтвердил устно, что я должен его похоронить и принять его паству в состав Германской Православной Епархии о чем он подтвердит и письменно. На мой вопрос: есть ли у него родственники заграницей? Он ответил, что никого нет. Но он сделал письменное заявление Директору Санатории Гаутинг по поводу своих частных вещей. Он уже имеет 600 ДМ., которые будут употреблены на покупку цинкового гроба, который, если будет потом возможность, с останками его будет перевезен в Латвию.

Хоронить его Владыка просит меня принять этот труд на себя – это его воля и он просил ее исполнить. Я обещал исполнить его волю и принять его паству в состав нашей Зарубежной Церкви, через Епархию.

Владыка Митрополит Августин просил меня передать Вашему Высокопреосвященству его искренний привет и пожелания сил и здоровья для трудов Ваших на пользу Святой Православной Церкви.

Владыка Митрополит Августин готовится предстать пред Богом и просит Ваше Высокопреосвященство простить, если он принес Вам чем- либо огорчение. Он хотел бы Вам написать, но уже теперь тяжело для него писать и почти не в силах.

Ни одного священника Латвийской Церкви сейчас нет в Германии и все Латвийцы обслуживаются нашим духовенством. Владыка Митрополит Августин написал одному священнику-латышу, чтобы он возвратился обратно в Германию, так как есть православные латыши здесь, которые не знают русского языка.

Удастся ли выехать этому священнику из Америки – сказать трудно.

Все, что мною будет в дальнейшем предпринято, согласно пожеланием Владыки Августина по приему его паствы я буду докладывать Вашему Высокопреосвященству своевременно.

Во всем остальном у нас без перемен. Слава Богу за все!

Молим Господа о ниспослании Вашему Высокопреосвященству сил и здоровья. Прошу святых молитв Ваших, святый Владыко.

Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца смиренный послушник преданный Вам послушник, преданный Вам

+ Архиепископ Александр Берлинский и Германский

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Рукопись. Копия

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому)

16/29.04.1955

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию Председателю Архиерейского Синода и Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и святый Отец!

Имею честь при сем представить Вам копию письма Высокопреосвященнейшаго Митрополита Августина Латвийского от 7-го Апреля сего года, в котором он просит моей заботы и попечения о Латвийской Церкви и о духовном окормлении православных латвийцев, на усмотрение и последующих распоряжений.

Одновременно, в дополнение к этому, нами будет составлен акт по поводу поручения мне заботы и попечения о Латвийской Церкви, сделанного мне в присутствии Преосвященного Епископа Нафанаила, о. Архимандрита Иова, о. Игумена Георгия и Секретаря Епархиального Управления Е. И. Махараблидзе. По подписании означенными лицами такого акта, он будет мною представлен Вашему Высокопреосвященству дополнительно.

Испрашивая Святительских молитв Ваших, с глубокой преданностью и почтением, имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшаго Архипастыря и Отца, нижайший послушник

Александр

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е.И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Копия.

Письмо архиепископа Александра (Ловчего) Митрополиту Августину (Петерсонсу)

25.05.1955

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Августину, Митрополиту Латвийскому

Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь, Владыко Святый!

Приимите, Ваше Высокопреосвященство, сердечное поздравление с Днем Вашего Ангела и добрые пожелания! Да хранит Вас Господь Бог, по молитвам Вашего Небесного Покровителя в здравии, мире душевном и полном благополучии. Прошу Ваших Святительских молитв и остаюсь Вашего Высокопреосвященства с любовью во Христе собрат и сослужитель

Александр,

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е.И.Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Копия.

Письмо архиепископа Берлинского и Германского Александра (Ловчего) Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому)

Alexander,

Orthodoxer Erzbischof von Berlin und Deutschland №855 25/8 октября 1955 года

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и святый Отец!

В дополнение к телеграмме моей о смерти Владыки Митрополита Рижского и Латвийского Августина, от 22 сентября/ 5 октября сего года, имею честь доложить Вашему Высокопреосвященству, что Митрополит Августин тихо скончался в Санатории Гаутинг 21 сентября/4 октября на 83 году своей жизни от слабости сердца, чему способствовала болезнь его легких. За два дня до смерти Владыка Августин последний раз приобщился Святых Таинств Христовых.

В день смерти, в 4 часа ю минут дня, покойный Владыка Августин, после установленнаго помазания тела благовонным маслом, был облачен Настоятелем Церкви при Санатории о. Игуменом Георгием и Диаконом прибывшим из Епархиального Управления в Архиерейское облачение. До облачения о. Игуменом Георгием была отслужена панихида и по облачении Парастас.

Когда был привезен гроб в комнату, где жил Владыка Августин в Санатории, тело покойнаго было положено в гроб и перенесено в Церковь при Санатории, где находилось до погребения.

В Среду, на второй день смерти Владыки, я также совершал панихиду в Церкви Санатории, на которой присутствовали: Представитель Мирового Союза Церквей Г-н Галлин, Секретарь Епархиального Управления и прибывшие к этому времени почитатели Владыки покойного.

В Среду, Четверг и Пятницу совершались Заупокойныя Литургии в Церкви при Санатории и в других Церквах города Мюнхена.

В Пятницу, в день погребения –  24 Сентября / 7 Октября, после Заупокойной Литургии, которую совершали: я и Владыка Нафанаил в сослужении: о. Архимандрита Иова, о. Игумена Георгия, Священника о. Анатолия Древинга 29 и Диакона о. Феодора Трофимова, при иподиаконах. Пел хор Мюнхенского Собора под управлением регента Петра Андреевского 30.

В 12 часов 30 минут дня, после Божественной Литургии, началось уставное отпевание, которое закончилось в 3 часа 30 мин. дня при большом стечении молящихся, как находящихся в Санатории, так и приехавших отдать свой последний долг покойному Владыке из Мюнхена и его окрестностей.

В 4 часа дня гроб с телом Владыки Августина был перевезен на катафалке на кладбище в Гаутинге и предан земле. На кладбище, при опускании гроба в могилу присутствовал лютеранский священник-латыш, сказавший к присутствующим латышам слово о покойном Владыке на латышском языке. Присутствовали на кладбище также и Представители Латышских Национальных организации, которые возложили венки на могилу.

Два из Представителей говорили слово о достоинствах Владыки, после чего наше духовенство, отдавши последний долг покойному собрату – Митрополиту Августину, оставило кладбище.

Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Божия Митрополита Августина в Царствии Небесном! Да будет вечная ему память!

Одновременно считаю также доложить Вашему Высокопреосвященству, что никаких вещей, после смерти Владыки Митрополита Августина, не осталось. Даже Панагия, которую я лично видел, когда посещал неоднократно покойного Владыку, исчезла. Исчезли также и часы, которые были в Санатории при Владыке.

При облачении покойного Владыки о. Игуменом Георгием Панагии уже не было. Церковный староста Владимир Макаров заявил мне, что он просил сестру, которая находилась при Владыке, все вещи Владыки упаковать и хранить до особого распоряжения Епархиальной власти.

При опросе мною Представителя Латвийского Национального Комитета по поводу оставшихся вещей Владыки, он мне заявил, что все мелкие вещи уложены в чемодан и хранятся в бюро Управления Санатории, но в чемодане, среди вещей, он Панагии не видел. Он обещал мне навести справки в Управлении Санатории.

По словам Представителя Латышского Национального Комитета Владыка Августин оставил в Управлении Санатории на хранение 600 Дм. на покупку гроба и места на кладбище. Деньги эти почти все потрачены на похороны и покупку гроба и места на кладбище. Не имел Владыка Августин и архиерейского облачения при себе, кроме одной епитрахили и подрясника. Все пришлось найти, чтобы облачить покойного Владыку. Облачение было привезено о. Игуменом Георгием, которое осталось на квартире покойного Митрополита Серафима Берлинского и Германского 31. Митры также не имел Владыка Августин, кроме белого клобука.

У покойного Владыки Августина остались наследники-дети, которые в настоящее время живут в Америке. Была послана телеграмма сыну, но ответа от него, до погребения, не было получено и никто не прибыл из родственников на погребение.

Никакого акта об оставшихся вещах покойного Владыки Августина не было составлено, так как никаких архивов при Владыке в Санатории не было и вообще их не было, так как Владыка в период своей болезни находился в разных санаториях, что мне лично говорил Владыка при моих посещениях в Санатории Гаутинг, где он находился более трех лет.

Все же я письменно запрошу Управление Санатории об оставшихся вещах покойного Владыки и, особенно, о Панагии и часах, которые я лично видел у Владыки, и которые по смерти не оказались при нем. О результатах, которые будут мне сообщены Управлением, по поводу оставшихся вещей покойного Владыки, доложу Вашему Высокопреосвященству дополнительно.

Молю Господа о ниспослании Вам, святый Владыко, сил и здоровья для неустанных трудов Ваших на Ниве Христовой.

Прошу святых молитв Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник Ваш, преданный Вам,

смиренный Архиепископ

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Копия.

Рапорт настоятеля Свято-Николаевской церкви Штутгарта протоиерея Николая Федорова архиепископу Александру (Ловчему)

В Епархиальное Управление Германской Епархии

Russische griechische orthodoxe Kirche heilige Nicolaus in Stuttgart 15.09.1958 № 116

Настоятеля Свято-Николаевской ц[еркви] г[орода] Штутгарта прот[оиерея] Николая Федорова

Рапорт

Дней 10 тому назад или больше ко мне обращалась одна дама от имени латышей с просьбой разрешить их священнику, который должен приехать в Штутгарт из Лондона, в Воскресенье 21 сентября (по старому 8-го сентября) отслужить Литургию в нашем храме для латышей.

Я ей сказал, что в этот день Церковь будет занята, так как большой праздник (Рожд[ество] Пр[есвятой] Б[огородицы]), но если ваш священник пожелает служить вместе со мной, то с этой просьбой он должен обратиться непосредственно к Владыке-Архиепископу Берлинскому и Германскому Александру в Мюнхене. И если Владыко даст ему соответствующее разрешение, то с моей стороны возражений быть не может.

С подобной же просьбой ко мне обращались и от имени «Patersen Morgan» (Weltrat der Kirchen), которым я дал такой же ответ, т.е. обратиться к Владыке в Мюнхен.

О последующем прошу меня уведомить. Настоятель Св[ято] Николаевской церкви в Штутгарте

Протоиерей Николай Федоров

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1958 год» Рукопись.Автограф.

Останки митр. Августина были перенесены в Латвию согласно его завещанию. Панихида в кафедральном соборе в Риге. 10 авг. 2011 г. Фото: baznica.info

Письмо архиепископа Александра (Ловчего) настоятелю Свято- Николаевской церкви Штутгарта протоиерею Николаю Федорову

Die Diözesanverwaltung der orthodoxen Kirche in Deutschland (Körperschaft des öffentlichen Rechten № 498a 15.09.1958

Его Высокопреподобию, отцу Настоятелю Свято-Николаевской Церкви в гор[оде] Штутгарте Прот[оиерею] Николаю Федорову

На запрос Вашего Высокопреподобия, от 15.09 № 116, Епархиальное Управление сообщает Вам, что священник по национальности латыш, приехавший из Лондона, лично Высокопреосвященнейшему Архиепископу Александру не представлялся и его бумаг о каноническом его рукоположении не видел, поэтому Вам необходимо проверить его документы: кто его рукополагал, когда и в какой юрисдикции?

При чем Вы должны его предупредить, что покойный Митрополит Августин Латвийский, по смерти своей оставшуюся паству его, поручил для духовного окормления Высокопреосвященнейшему Архиепископу Александру. Необходимо также знать по чьему уполномочию он навещает латвийцев?

Если не встретится каких-либо препятствий канонических, то предоставьте ему возможность вместе с Вами сослужить 8/21 сентября в Вашей Церкви.

Александр,

Архиепископ Берлинский и Германский

Секретарь Епархиального Управления

Е. И. Махараблидзе

АГЕ, Ф.7, Папка «Епархиальная переписка. 1955 год» Машинопись. Копия.

Публикация, предисловие к публикации и примечания Анатолия Кинстлер

Source: Научно-аналитический журнал "Православие в Балтии", № 2 (11). Публикуется с разрешения редакции

Footnotes

  1. Агафангел (Преображенский, священноисповедник, 27.09.1854 -16.10.1928). Родился в семье священника Тульской губернии. Окончил Тульскую ДС и Московскую ДА (1881). 07.03.1885 г. пострижен в монашество. 10.03.1885 г. рукоположен во иеромонаха. 04.12.1886 г. назначен инспектором Томской ДС с возведением в сан игумена. 28.02.1888 г. назначен ректором Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. 10.09.1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 17.07.1893 г. – епископ Тобольский и Сибирский. С 04.10.1897 г. по 13.08.1910 г. – епископ Рижский и Митавский (с 1904 года архиепископ). В 13.08.1910-22.12.1913 г. – архиепископ Литовский и Виленский. С 22.12.1913 г. – архиепископ (с 1917 года митрополит) Ярославский и Ростовский. Участник Поместного Собора 1917-1918 годов. Член Высшего Церковного Совета. Кандидат в Местоблюстители Патриаршего Престола по завещаниям Патриарха Тихона (Беллавина). Прославлен как священноисповедник в лике новомучеников и исповедников Российских (2000)
  2. Иоанн (Поммерс, священномученик, 06.01.1876- 12.10.1934). Родился в семье латышских крестьян хутора Илзессалас Венденского уезда Лифляндской губ. Окончил Рижскую ДС (1897) и Киевскую ДА (1904). Занимался преподавательской деятельностью. В 1903 г. принял монашество. В 1904 году рукоположен во иеромонаха. С 1906 г. инспектор Вологодской ДС. С 1907 г. архимандрит, ректор Литовской Духовной семинарии. 11.02.1912 г. хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. В 04.04.1913- 07.09.1917 гг. – епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии. В 07.09.1917 – 22.04.1918 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С 22.04.1918 г. – епископ Пензенский и Саранский, затем архиепископ. С 19.07.1921 г. – архиепископ Рижский и всея Латвии. Зверски убит 12.10.1934 года на даче в Озолкалнсе на Кишозере. В 2001 году решением Священного Синода РПЦ был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
  3. Право автономии Православной Церкви в Латвии было даровано определением Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина), Священного Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ от 21.06.1921 года («Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943». М., Изд.: ПСТБИ. 1994. с. 177).
  4. Вениамин (Псомас, 1871-1946) – Патриарх Константинопольский с 18.02.1936 г. по 17.02.1946 г.
  5. Сергий (Воскресенский, 26.10.1897-29.04.1944), митрополит. Родился в Москве в семье священника. Выпускник Московской ДС. Поступил в Московскую ДА, которую не закончил вследствие ее закрытия. В 1925 году пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, а затем в сан иеромонаха. 29.10.1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. С 1934 года – епископ Бронницкий. С февраля 1936 – епископ Дмитровский (с 08.10.1937 года архиепископ), Управляющий делами Московской Патриархии. С 24.02.1941 года – митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии. Убит 29.04.1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас. Похоронен на Покровском кладбище Риги.
  6. Германос (Стренопулос, 1872-1951), митрополит. С 1922 года – глава Фиатирской митрополии Константинопольского Патриархата с центром в Лондоне, патриарший экзарх в Центральной и Западной Европе. 04.02.1936 года назначен представителем Константинопольского Патриарха для участия в Соборе Латвийской Православной Церкви, на котором главой ЛПЦ был избран протоиерей Августин Петерсонc. 29.03.1936 года участвовал в хиротонии о. Августина в митрополита Рижского и всея Латвии.
  7. Гаутинг (нем. Gauting) – община в Баварии в районе Штарнберг, расположенная в 17 км от Мюнхена. Санаторий для туберкулезных беженцев размещался в нескольких больших домах барачного типа рядом с лесом, в трех километрах от Гаутинга.
  8. Александр(Ловчий, 01.12.1891-11.09.1973), архиепископ. Родился в с. Народичи Волынской губернии. Участник Первой мировой войны, офицер. После революции эмигрировал. Учился на Богословском и Философском факультетах Берлинского университета. 19.09.1937 г. архиепископом Берлинским и Германским Тихоном (Лященко) рукоположен во диакона, 03.10.1937 г. во священника. 22.03.1942 г. пострижен в монашество. 29.07.1945 г. хиротонисан во епископа Киссингенского, викария Германской епархии. С и.04.1952 г. архиепископ Берлинский и Германский. С 15.03.1971 г. на покое.
  9. Первая публикация: «Церковные ведомости Православной Церкви в Германии. Официальный орган Православной Германской Епархии». 1955 г. № 7-8-9. Июль-август-сентябрь. С.9. Письмо митрополита Августина (Петерсонса) в Евангелическое издательство Штутгарта от 21.06.1955 года было опубликовано: Гаврилин А.В. «Документы по делу митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсонса) «Латвийской Папки» Архива Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей» в сборнике статей «Православие в Латвии», № 5, 2006. Рига. Изд.: «Филокалия». С. 104
  10. Анастасий (Грибановский, 06.08.1873-22.05.1965), митрополит. Родился в Тамбовской губернии в семье священника. Выпускник Тамбовской ДС и Московской ДА (1897). В 1898 году пострижен в монашество. Архимандрит и ректор Московской ДС (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В 1919 году эмигрировал из России. Управлял русскими православными общинами в Константинополе. Около 1924 г. за «антитурецкую пропаганду» был выслан из Константинополя. С 1924 по 1935 г. возглавлял русскую Миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964 г. – Первоиерарх РПЦЗ. Осенью 1944 года эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 г. – в Мюнхен, с 1950 г. – в США. С 1964 г. на покое. Скончался в 1965 г. в Нью-Йорке.
  11. Пока не удалось выяснить, кто был этот священник. В Америке в это время служили следующие латвийские священнослужители: о. Николай Виеглайс, о. Виктор и о. Арсений Колиберские, о. Георгий Бенигсен, о. Михаил Желнеронок, о. Петр Курземниекс, о. Леонид Ладинский, о. Николай Перехвальский, о. Алексий Ионов, о. Иоанн Легкий, о. Иоанн Бауманис.
  12. Толстоухов Владимир (1914-?), священнослужитель. Родился в Лифляндской губернии. Выпускник Парижского Свято-Сергиевского Богословского института (1939). 17.09.1939 г митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсонсом) рукоположен в сан диакона, 24.09.1939 года – во священника. С 24.09.1939 г. по 01.08.1941г. – священник Благовещенской церкви в Риге. С августа 1941 по декабрь 1943 года трудился в Псковской Духовной миссии. В декабре 1943 года назначен вторым священником Благовещенской церкви Риги и уполномоченным по делам Внутренней миссии Латвийской епархии. В 1944 году был эвакуирован в Германию, а затем в Австрию. После войны вошел в клир Австрийской епархии РПЦЗ. В 1949 году по приглашению епископа Кассиана (Безобразова) переехал во Францию и перешел в клир Западноевропейского экзархата КП. 14.08.1950 года запрещен в священнослужении и 21.10.1950 года митрополитом Владимиром (Тихоницким) лишен священного сана. Проживал во Франции и трудился на гражданской службе. 01.12.1953 года по приглашению митрополита Августина Петерсонса) приехал в Германию для обслуживания православных латвийцев, скрыв от Августина факт запрещения в священнослужении. Уже в январе 1954 года обратил на себя внимание архиепископа Александра (Ловчего) сослужением с украинским священником-автокефалистом в церкви лагеря Августдорф, принадлежащей РПЦЗ. В ходе проверки было выяснено каноническое положение Владимира Толстоухова, о чем было сообщено митрополиту Августину. Митрополит Августин предписал Владимиру Толстоухову покинуть Германию. Дальнейшая судьба Владимира Толстоухова неизвестна. Предположительно, последние годы жизни провел в Америке.
  13. Никодим Кофанов (1887-1965), священник. Священнослужитель Германской епархии РПЦЗ. В сан священника рукоположен 27.09.1950 года Управляющим Северо-Западным викариатством Германской епархии архиепископом Филофеем (Нарко) с назначением настоятелем Свято-Николаевской церкви в лагере г. Фарель. С 1956 года – настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери при Доме престарелых в г. Дармштадт.
  14. Федоров Николай (1889-?), протоиерей, священнослужитель Германской епархии РПЦЗ. С 1951 года настоятель Свято-Николаевской церкви Штутгарта.
  15. Нафанаил (князь Львов Василий Владимирович, 1906-1986), архиепископ, церковный деятель, духовный писатель. Родился в Москве. После революции – в эмиграции в Харбине. Окончил Харбинское реальное училище (1922 год). Работал на КВЖД. В 1929 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Окончил Высшие богословские курсы в Харбине. В 1936 ГОДУ возведен в сан архимандрита. В 1937-1939 годах начальник Православной миссии на Цейлоне. Во время Второй мировой войны в Словакии. Помощник настоятеля монастыря преп. Иова Почаевского в Ладомирово. В 1945 году назначен настоятелем Воскресенского собора в Берлине. После войны служил в Гамбурге. Принимал активное участие в спасении «перемещенных лиц», предотвратив выдачу СССР около 600 человек в лагере Фишбек под Гамбургом. 10.03.1946 года хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского. С 1951 года епископ Престона и Гааги. С 1952 года – администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке. С 1954 года жил в Мюнхене, в монастыре преп. Иова Почаевского. В 1966- 1980-х годах – настоятель этой обители. С 1971 года временно управлял Австрийской епархией. С 1976 года – епископ Венский и Австрийский. Архиепископ (1981).
  16. Иов (Леонтьев, Владимир Михайлович, 1894- 1959), архимандрит. Родился в Москве в дворянской семье. Обучался в 1-M МОСКОВСКОМ Кадетском корпусе и и Пажеском корпусе. Участник Первой мировой войны в составе Лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка. В Гражданскую войну сражался в рядах Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича. Эмигрировал во Францию. С 1934 года – в монастыре преп. Иова Почаевского в Ладомирово. Пострижен в монашество ок. 1935 года. В 1938 году рукоположен во иеромонаха. С декабря 1944 года в Германии. В 1945 году с частью братии, оставшейся в Германии, основал в районе Оберменцига (пригород Мюнхена) обитель также во имя преп. Иова Почаевского. Первый настоятель этой обители.
  17. Перевод этого документа на русский язык, выполненный в 1955 году и хранящийся в деле, не публикуется, так как он неточно передает смысл отдельных выражений. В настоящей публикации дается современный перевод документа.
  18. Альтерсхайм (нем. Altersheim, также Altenheim, Seniorenheim) – дом по уходу за престарелыми в Германии.
  19. Георгий (Соколов, 1890-1959), игумен, священнослужитель Германской епархии РПЦЗ. Родился в г. Рыбинске. Выпускник С.-Петербургской ДА. Кандидат богословия. Священнослужение проходил в Ростовской на Дону епархии. При немецкой оккупации в ноябре 1942 года был назначен настоятелем церкви Всех Святых Ростова-на-Дону. В 1943 году был эвакуирован в Германию, где был принят в клир Германской епархии РПЦЗ. С октября 1943 года окормлял православных лагеря Эйзенерц в Австрии. С 1945 года проживал в Мюнхене. Занимал должности секретаря Германской епархии и председателя Духовного суда. В разные годы окормлял православные приходы в Розенгайме, Ландсхуте, Гаутинге, Мюнхене-Мозахе, Мангайме.
  20. Махараблидзе (Махароблидзе) Е.И. Родился на Кавказе в семье военного священника. Окончил Санкт-Петербургскую ДС и Санкт-Петербургский университет. После окончания семинарии, как стипендиат Армейского ведомства, был приглашен протопресвитером Военного и Морского духовенства А.А. Желобовским на службу в Управление Военным и морским духовенством. Работал по военно-духовному ведомству и ведомству православного исповедания. В 1920-1930-е годы – секретарь ВЦУ и правитель дел (управляющий канцелярией) Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Редактор журнала «Церковный вестник». В 1950-е г. секретарь Епархиального управления Германской епархии, член Епископского совета, член-секретарь Епархиального суда, редактор епархиального журнала и многолетний староста церкви в Ландсхуте. Именно Ексакустодиан Иванович Махароблидзе был составителем публикуемого «Дела о передаче попечения…». Скончался 10.08.1960 года.
  21. ДиПи (англ. Displased Persons, DP-перемещенные лица) – аббревиатура, которой пользовались в работе военно-административные органы западных союзников на последнем этапе войны и в первые послевоенные годы. Под ДиПи подразумевались выходцы из России и стран Восточной Европы – бывшие военнопленные, восточные рабочие, беженцы и т.д.
  22. Дом престарелых в г. Фарель, при котором находилась православная церковь. Фарель (нем. Varel) – город в Нижней Саксонии на Северном море, в районе Фрисланда.
  23. Ильин Дионисий (03.10.1882-1954), священник. Родился в Могилевской губернии. В 1900-1910 годах проживал в Петербурге, являясь служащим Управления железных дорог. В 1910 году переведен в Ригу. После начала Первой мировой войны эвакуирован из Риги в Витебск. В 1915 году назначен чиновником Управления железных дорог при ставке Верховного Главнокомандующего в Могилеве. В марте 1918 года бежал из Советской России в Ригу. В 1930-33 годах обучался в Рижской Духовной семинарии. В 1927-1930 годах исполнял обязанности псаломщика в Рижском кафедральном соборе, с 1930 по 1935 год – в Рижской Благовещенской церкви при настоятеле протоиерее Александре Македонском. В 1938 году переехал в Берлин. Епископом Берлинским и Германским Серафимом (Лядэ) 18.05.1939 года рукоположен во диакона, 28.05.1939 года во иерея Служил в Мариенбаде, Франценсбаде, Карслба- де. В 1942 году арестован гестапо и направлен в концентрационный лагерь. Освобожден из концентрационного лагеря Дахау 03.05.1945 года. В 1945-1949 годах проживал в Мариенбаде. С 1949 года служил в Германии, в юрисдикции митрополита Латвийского Августина (Петерсонса). Настоятель прихода в Эслингене. Скончался Великим Постом 1954 года.
  24. Название епархии не соответствует действительности. Вероятно, митрополит Августин хотел сказать о латвийцах, которые проживали на территории Федеративной Республики Германии, которую в политическом контексте именуют Западной Германией, в отличие от территории Восточной Германии – Германской Демократической Республики.
  25. Платтерс Янис, в течение 15 лет являлся членом Синода Латвийской Церкви. В Германии был одним из инициаторов открытия Свято-Николаевской церкви в Фареле. Некоторое время был старостой этой церкви.
  26. Имеются в виду священнослужители т.н. УАПЦ в Германии. Названия даны по именам возглавителей УАПЦ- «митрополита» Поликарпа Сикорского (1875-1953) и «архиепископа» Григория Огийчука (1893-1985), порвавшего в 1947 году общение с Поликарпом Сикорским и основавшим т.н. «ашафенбургскую ветвь» УАПЦ.
  27. Наличного латвийского духовенства на тот момент у митрополита Августина не было. В этом письме митрополита Анастасия речь также идет о подчинении латвийского духовенства и приходов в Германии архиепископу Александру (Ловчему).
  28. Трофимов Феодор (1930-1990), протоиерей, священнослужитель Германской епархии РПЦЗ. Родился в Луганске. Окончил Пастырские курсы Парижского Православного Богословского института. В сан диакона рукоположен в 1954 году и приписан к кафедральному собору в Мюнхене. В марте 1958 года рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви Святого Александра Невского в Маннгайме. В разные годы обслуживал приходы в Гейдельберге, Вормсе, Кайзерлаутене, Штутгарте.
  29. Древинг Анатолий (1910-1969), священнослужитель Германской епархии РПЦЗ. Родился в Москве. В 1935 году окончил Хим ический факультет Тартуского университета. С 1939 года проживал в Польше, затем – в Германии. В сан диакона рукоположен 19.04.1950 года епископом Григорием(Боришкевичем), во иерея – 26.04.1950 года митрополитом Пантелеймоном (Рожновским). С 26.10.1950 года настоятель Свято-Серафимовской церкви в Мюнхене, которую возглавляли до эмиграции в Америку известные прибалтийские священники – о. Александр Киселев (1909-2001 и о. Георгий Бенигсен (1915-1993).
  30. Андреевский Петр Иванович, сын настоятеля Глуховского собора Черниговской епархп протоиерея Иоанна Андреевского. В 1904 году окончил Черниговскую ДС. Преподавал пение в Стародубском ДУ. В 1906-1910-х годах УЧИЛСЯ на Юридическом факультете Юрьевского университета, по окончании которого работал секретарем Варшавской судебной палаты. С 15.05.1951 года –  псаломщик и регент Мюнхенского кафедрального собора.
  31. Серафим (Лядэ, Карл Георг Альберт 1893-1950), митрополит. Родился в Лейпциге в немецкой лютеранской семье. После принятия православия в 1904 году переехал в Российскую Империю. В 1907 году прослушал курс богословских наук 5-6 классов Спб ДС. Рукоположен во диакона 06.07.1907, во священника 08.07.1907 года. В 1916 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. После окончания МДА служил на приходах в Харьковской епархии. Преподавал немецкий язык в Харьковской ДС. В 1919-192С годах – полковой священник Белой армии. В 1922 году удостоен сана протоиерея. Овдовев, принял монашеский постриг. Служил в Харьковской епархии УПАЦ, которую возглавлял митрополит Пимен (Пегов). Возведен в сан игумена, архимандрита. В 1924 году хиротонисан митрополитом Пименом (Пеговым) во епископа Змиевского, викария Харьковской епархии УПАЦ. С 1927 года – епископ Ахтырский УПАЦ. В 1930 г. вернулся в Германию и был принят в состав РПЦЗ в сущем сане. В 1938 г. возглавил Германскую епархию. В 1939 г. возведен в сан архиепископа. С 1942 года – глава Средне-Европейского Митрополичьего округа РПЦЗ в сане митрополита. Скончался 14 сентября в Мюнхене.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *