Андреев Александр Документы Клир и монашество Приходы и монастыри

Деятельность русского зарубежного монашества в xx в. попытка систематизации биографических материалов

Первый биографических справочник содержащий сведения о русских монашествующих разных юрисдикций

Кузнецов В. А. Русское православное зарубежное монашество в XX веке: Био­графический справочник. — Екатеринбург: Барракуда, 2014. — 442 с: ил.

Отечественная историография проблем развития русской церковной эмиграции пополнилась новым интересным исследованием. Сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН екатеринбургский историк В. А. Кузне­цов опубликовал справочник о русском православном монашестве, подвизав­шемся за рубежом. В течение целого ряда лет автор скрупулезно собирал ори­гинальные биографические материалы о тех, кто в разные периоды российской истории принял на себя и достойно нес подвиг иноческого жития.

Источниковый фонд справочника оказался обширным и репрезентатив­ным. В основе документального фонда лежат неопубликованные документы российских и заграничных архивных учреждений. К первой группе относятся материалы ГАРФ и РГИА. Отметим, что кроме достаточно известных фондов ГАРФ, как то фонд 6343 (Архиерейский Синод РПЦЗ), В. А. Кузнецов обратился к фонду 796 РГИА (Святейший Правительствующий Синод), в котором хранят­ся документы Пекинской духовной миссии и Северо-Американской епархии. Среди зарубежных архивохранилищ следует, безусловно, назвать архивы Синода и различных епархий РПЦЗ, Православной Церкви Америки, но также и прак­тически неизвестные российским церковным историкам материалы архивов Леснинского женского монастыря во Франции, Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и Корсунской епархии РПЦ МП во Франции. К источниковому ряду следует причислить и документы личного происхождения из архива архи­мандрита Иоанна (Маграмма) и протодиакона Виктора Лохматова.

Значительная часть документов впервые введена автором в научный обо­рот, в том числе такой важный биографический источник, как некрополь. Ав­тор лично посетил кладбища российской эмиграции и по крупицам, с помощью наблюдений и фотоснимков собирал факты о монашествующих. Несмотря на то что в орбите интересов В. А. Кузнецова мы не видим, например, комплекс Новый Гробле в Белграде или Русское кладбище Белой Церкви, автор сумел переработать огромный некрополический материал во Франции, Финляндии, Германии, США.

Справочник В. А. Кузнецова не претендует на полный охват всего русского зарубежного монашества. Автор делает специальную оговорку о том, что в текст не вошли биографии монашествующих на Афоне, территориях ближнего зару­бежья, входивших в СССР до 1991 г. Однако большой массив биографических данных, опубликованных в рецензируемом справочном издании, создает до­вольно объемную панораму происходившего в обителях и в среде так называе­мого монашества в миру.В центре внимания В. А. Кузнецова — преосвященные митрополиты, архие­пископы и епископы и весь священнический и монашеский чин, говоря слова­ми Великого входа на литургии. География деятельности монашествующих по­истине глобальна. Русские эмигранты в монашеском чине подвизались на всех континентах. Хронология деятельности обнимает весь XX в., но сосредоточена особо на драматичных этапах истории Церкви — мировые войны, массовые эми­грантские волны. Поэтому важным результатом исследования В. А. Кузнецова выступает систематизация исторических данных. Систематизация же позволяет церковному историку взглянуть на церковные события в другом измерении, а именно через монашеское делание. Историк из Екатеринбурга открывает но­вое направление в изучении церковной эмиграции и делает это вслед за трудами других составителей биографических изданий. [1]См., например: Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в … Continue reading

Следующим инновационным элементом справочника является обнаруже­ние фактов об обычных монахах: рясофорных, мантийных или же неизвестных монахах в священном сане. Перелистаем страницы справочника и увидим: Аг­ния (Филина Анна), монахиня; Виссарион (Колчин Иван), монах; Зосима (Да­выдов Захар), монах; Макария (Якимчук), монахиня; Николай (Кляровский Михаил), иеромонах; Романа (Степас Ольга) инокиня и многие другие. Новые имена расширяют горизонты церковной истории, обновляют представления о зарубежном монашестве, «инкрустируют» существенными деталями мозаику церковной жизни в зарубежье да и пополняют синодик для поминовения.

Особым образом хотелось бы подчеркнуть факт публикации биографий женского монашества. История Церкви за границей традиционно и преиму­щественно пишется в связи с мужским монашеством. Это вполне объяснимо: церковную историю в XX столетии творили и духа не угашали главным образом епископы, пресвитеры и диаконы. Однако В. А. Кузнецов смело обращается к анализу жизни женского монашества. Игуменья Ангелина (Теренина), схиигу-менья Ариадна (Мичурина), игуменья Евгения (Мунгалова), схиигуменья Ма­рия (Дохторова), схиигуменья Михаила (Мерцолова) и другие молитвенно поддерживали тысячи наших соотечественников и внесли свои неповторимый вклад в сохранение той монашеской аскезы, что всегда отличала православие.

Биография схиигуменьи Михаилы (Мерцоловой) представляет особый ин­терес. Схиигуменья Михаила (1883—1969) приняла постриг еще в Китае, затем пережила мировую войну, лагерь беженцев в Тубабао, где святительствовал вла­дыка Иоанн (Максимович). Переехав в США, схиигумеиия Михаила исполняла обязанности настоятельницы женской обители Новое Дивеево в Спринг-Валлей (штат Нью-Йорк, США). Терпя постигшую ее болезнь, она не выходила из ке­льи, пребывала в молитве и так управляла монастырем в течение множества лет. Биографию м. Михаилы историк может соединить с биографиями других мо­нахинь Ново-Дивеевского монастыря и получить представление о тех, кто под­визался в этой благословенной обители. Конечно, биографии ново-дивеевских монахинь в издании В. А. Кузнецова лаконичны, но ведь это только первый шаг. Даже информация с некрополя Ново-Дивеево важна — например, она сообщает о возрасте и именах насельниц.

Автор справочника анализирует также биографии тех, кто подвизался за ру­бежом, а затем в силу исторических обстоятельств оказался в СССР и за стояние в вере подвергся репрессиям. Монахиня Зинаида (Елизавета Петровна Бриди), подвизавшаяся в Китае, приняла советское гражданство, но в 1948 г. была об­винена за «связь с иностранными разведками» и проходила по делу митропо­лита Нестора (Анисимова). Получив срок 10 лет лагерей, монахиня Зинаида не признала своей вины. Она погибла в лагере «Дубравный». Преподобномученик Таврион (Толоконцев), некогда подвизавшийся на Валааме, скончался в лагере, расположенном в Вологодской области.

Разбирает автор и судьбу русских монахинь, оказавшихся в титовской Югос­лавии. В результате конфликта Сталина и Тито 1948 г. из Югославии стали из­гоняться русские эмигранты, в том числе монашествующие. Группа монахинь во главе с м. Марией (Дохторовой), относившаяся к юрисдикции Московского Патриархата, обращалась через церковную иерархию к советским властям раз­решить переселение на родину, однако получила отказ. В результате часть мона­хинь пребывала в Албании, другая перешла в юрисдикцию Болгарской Право­славной Церкви. Эти и другие неизвестные страницы истории зарубежного мо­нашества, вне сомнений, усиливают ценность предпринятого биографического исследования.Биографии монашества расположены в алфавитном порядке, по именам, данным при постриге. Справочник В. А. Кузнецова снабжен интересными ил­люстрациями, содержит разделы «Русские зарубежные монастыри и иноческие общины», «Фамильный список». Дан список сокращений. Историку и любому заинтересованному читателю будет также полезен Список источников и литера­туры, дающий представление о документальных и историографических основах подготовленного справочника.

Как известно, жанр рецензии предполагает некую степень критики или по­лемики. Здесь следует отметить отсутствие биографии основателя и духовника Ново-Дивеевского монастыря протоиерея Адриана Рымаренко. В 1968 г. после нескольких лет вдовства он принял монашеский постриг с именем Андрей, был рукоположен в сан епископа и назначен в Рокландскую епархию. В 1973 г. епи­скоп Андрей был возведен в сан архиепископа. Все эти годы владыка Андрей, несмотря на болезни, управлял монастырем. [2]Строительство будущей обители о. Адриан, намеренно или неосознанно, начал еще в послевоенной Германии (см.: … Continue reading Вкупе с биографией владыки Ан­дрея укажем и на отсутствие биографии игуменьи Ирины (Алексеевой), много­летней настоятельницы той же женской обители в Спринт-Балл ей, скончавшей­ся в праздник Собора Пресвятой Богородицы в 2014 г.

Рецензируемый справочник рекомендован к изданию Ученым советом Ин­ститута истории и археологии Уральского отделения РАН и опубликован при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» и других учреждений. Однако ти­раж столь ценного для российской историографии труда мал и составляет всего 300 экземпляров.

Тем не менее автор сделал значительный шаг вперед в профессиональном, историческом анализе деятельности зарубежного монашества, составляющего славную часть российской эмиграции различных «волн» происхождения. И вы­сказанные замечания ни в коей мере не могут умалить того важного, востребо­ванного и грандиозного труда, который проделал Владимир Анатольевич Куз­нецов.

References

References
1 См., например: Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник / Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье». М.; Париж, 2007; Косик В. И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Материалы к словарю-справочнику. М.: ПСТГУ, 2008; Грезин И. И. Алфавитный список русских захоро­нений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Париж, 1995; Кострюков А. А. Архиепископ Сера­фим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. М.: ФИВ, 2011.
2 Строительство будущей обители о. Адриан, намеренно или неосознанно, начал еще в послевоенной Германии (см.: Корнилов А. А. Деятельность Вендлингенской общины право­славных беженцев в послевоенной Германии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3(52). С. 62-77).

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.