Поместные Церкви Псарев Андрей, протодиакон Сербия 2021

О единении в разобщении и конференции в Сербии

Deacon Andrei Psarev

Интервью профессора Свято-Троицкой духовной семинарии Джорданвилль) диакона Андрея Псарева порталу Global Orhodox

От редакции интернет-портала Global Orthodox

По благословению Синода Сербской Православной Церкви и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона интернет-узел “Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви” и архивная служба Сербской Православной Церкви 23-25 ноября 2021 года провели конференцию «Связь времен: итоги и перспективы. К столетию Русской Зарубежной Церкви». Организаторами выступил профессор истории Русской Церкви и канонического права диакон Андрей Псарев, с сербской стороны — доктор Радован Пилипович, директор Архива Сербской Православной Церкви.

О целях и задачах конференции, об актуальных вопросах, рассматриваемых в исследованиях, посвященных РПЦЗ, о современном положении Православных церквей в мире мы поговорили с диаконом Андреем Псаревым, одним из организаторов конференции.

Расскажите об актуальности конференции. Как проблемы и вопросы, поднимаемые на конференции, связаны с проблематикой современной жизни Церкви?

Насколько мне известно, конференции, посвященные столетию массовой политической эмиграции, в последние годы проходили в России: 16 октября 2020 года Московская духовная академия провела всероссийскую, национальную Покровскую научную конференцию «Столетие “Русского исход” (Крымская эвакуация): 1920-2020», а 10-12 марта 2021 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – «Русская эмиграция: церковная жизнь и богословско-философское наследие». Для Русской Зарубежной Церковь научная конференция «Связь времен: итоги и перспективы. К столетию Русской Зарубежной Церкви» беспрецедентна. В целом, доклады, посвящённые проблемам церковной диаспоры, соборности, на примере Русской (Зарубежной) Церкви в ХХ столетии, представили богатый материал для понимания о применении Св. Предания в современных условиях, как соотносятся «буква» и «дух».

Что вы вкладываете в понятие «Итоги и перспективы» церковной истории?

Историческая наука строится на воссоздании фактов в их противоречивой полноте и последующем анализе исторического полотна. Именно этим принципам следовали авторы докладов, освещая различные аспекты истории РПЦЗ на протяжении ее столетней истории. Вот это осмысления исторического пути и является «итогами». Оно помогает ответить на вопросы: что из нашего наследия стало следствием конкретных исторических обстоятельств и какие задачи надо решать сегодня?

На Ваш взгляд, каково сегодня положение Православия в мире?

Понятие правого-прославления Бога (ортодоксии) подразумевает наличие иного, неправого, прославления (гетеродоксии). Православная Церковь объясняет, что это правильное, аутентичное, исповедание веры сохраняется посредством передачи (παράδοσις) от одного поколения другому основополагающего, вероучительного «правила веры». Итак, этот процесс невозможен без сохранения и охранения. Соответственно ортодоксальная теология, которая происходит от этой установки или опирается на эти понятия, может вызывать неприятие в современном обществе, не приемлющем понятия Истины. Наша цель та же, что и 2000 лет назад – свидетельствовать миру о Христе, Исцеляющем и Воскрешающем пораженного страстями человека.

Полагаю, важно помнить, что у всех православных церквей общие догматика и учение о духовной жизни. Поэтому несмотря на нашу разобщенность, мы мистически соединяемся вместе, когда совершается благодарение Богу (Святая Евхаристия).

Вскоре после того, как о. Иоанн Бэр стал деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, он предложил обсудить идею создания Православного университета в США. Уже существовавшие семинарии могли бы стать его кампусами. Вот это уровень подхода, достойный вызова, который бросает секуляризация всем православным в США. Насколько я понимаю, приглашение к разговору осталось без ответа.

Как Вы оцениваете процессы, которые сегодня происходят в Православии на фоне противоречивых событий: стремление к объединению Церквей, раскол Фанара и Москвы, притеснения православных в разных точках мира, от стран бывшей Югославии до Эфиопии. 

Важно помнить, что Господь заповедовал нам единство (Иоанн 17, 21). Этим и руководствовалось священноначалие Русской Зарубежной Церкви, восстановив молитвенное общение с Московским Патриархатом, непреодолимых причин для разделения у нас всё же не было.

Говоря о нашем представительстве внешнему миру, приведу пример г. Белфаста в Северной Ирландии, где я защищал докторскую работу. У Белфаста, как известно, из-за религиозного конфликта репутация «британской Чечни». Несмотря на разделение, в этом небольшом городе появляются общины Антиохийского, Московского и Румынского Патриархата. А недавно – община РПЦЗ. Понятно, что у всех этих общин есть свои литургические и пастырские традиции. Но не подрывает ли наше параллельное существование в изоляции, а зачастую и конфликты свидетельство об универсальной (кафолической) Церкви?

Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, отмечу, что в комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию, где я так же участвую, мы работаем над документом «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма». В нём есть специальный раздел? «Гонение на христиан, как проявление экстремизма и терроризма», выражающий солидарность с теми, кто подвергается гонениям за выражение христианской как в «пост-христианских» странах, так и по всему миру.

Какие основные доклады Вы могли бы выделить? 

В течение трех дней было прослушано 23 доклада, посвященные хронологии истории РПЦЗ, начиная со времени гражданской войны в России, предшествующей появлению РПЦЗ, ее существованию в Югославии, в годы второй мировой и холодной войн. Историки восстанавливали историческое полотно, помогали контекстуализировать появление РПЦЗ и её различные реакции на вызовы современности. С полным списком докладов можно познакомиться здесь.

Я рассказывал об отношении к соборности в РПЦЗ, поэтому с особым интересом слушал доклад проф. А.А. Кострюкова (ПСТГУ), в котором были охарактеризованы неоднозначные взаимоотношения между епископатом и мирянами РПЦЗ в 1960-ые и 1970-ые годы. Доклад диакона Виталия Пермякова (Свято-Владимирская семинарию, Йонкрес, Н.Й., США), посвященный реконструкции литургии св. ап. Иакова, заставил задуматься, на примере литургического творчества РПЦЗ, о непродуктивности такой «маркировки» как «модернизм».

Каждый день работы оканчивался обобщающими комментариями Его Высокопреосвященства митрополита Берлинского и Германского Марка. Таким образом, у нас была неоценимая возможность связать академическое мероприятие с самой РПЦЗ, представленной в лице ее старейшего иерарха.

Какого продолжения конференции Вы ждете?

Прежде всего, продолжения разговора между всеми членами Русской Зарубежной Церкви. Главное её богатство – люди. Представляется целесообразным, чтобы наш Архиерейский Синод заказал статистическое исследование о социальном, возрастном, языковом составе РПЦЗ. Среди народа Божия много профессионалов, которые могли бы консультировать наших архиереев. Кроме того, можно было бы рассмотреть возможность создания внутри РПЦЗ подобия Межсоборного присутствия РПЦ, т.е экспертного сообщества, которому наши архиереи могли бы поручать подготовку различных документов для последующего рассмотрения и утверждения Архиерейским собором. В такое подобие Межсоборного присутствия можно было бы преобразовать комитеты, существующие при Архиерейском Синоде РПЦЗ. Таковы мои чаяния о перспективах развития Русской Зарубежной Церкви.

Мой замечательный коллега, со-организатор конференции, директор Архива Сербской Православной Церкви д-р Радован Пилипович, выразил надежду на то, что Белград должен стать столицей изучения истории РПЦЗ. В свою очередь и я надеюсь на новые встречи с Белградом.

Отец диакон, благодарим Вас за это интервью!

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.